............................................................ ............................................................

"Гагаринский урок"

1. В чем состоял подвиг Юрия Алексеевича Гагарина?

Полет Ю.А. Гагарина проводился в автоматическом режиме, и от космонавта в данной ситуации мало что зависело. Каковы были его шансы выжить в полете? Какова была степень самостоятельности летчика-космонавта в первом в мире полете в космос?

Главной задачей Ю.А. Гагарина было выполнение полетного задания, которое было утверждено 8 апреля 1961 года. Суть его состояла

в следующем: «Выполнить одновитковый полет вокруг Земли на высоте

1 Из интернет-источников.

180–230 км продолжительностью 1 час 30 минут с посадкой в заданном районе. Цель полета – проверить возможность пребывания человека в космосе на специально оборудованном корабле, проверить в полете оборудование корабля и радиосвязь, убедиться в надежности средств приземления корабля и космонавта»[1].

Гагарин знал, что предполагаемый успех полета оценивался руководством не выше 40%. Иными словами, он имел больше шансов погибнуть, чем выжить. Увеличить шансы на выживание можно было путем выхода из автономного режима полета и перехода к ручному управлению в случае чрезвычайной (нештатной) ситуации. Для этого необходимо было ввести специальный код, доказывающий сознательность действий космонавта. Это объяснялось тем, что невозможно было предсказать, что произойдет с психикой человека после огромных перегрузок.

Нештатная ситуация у Юрия Гагарина возникла при посадке. От кабины пилота не отделялся приборный отсек. Корабль опускался по непредсказуемой траектории, вертелся во всех немыслимых направлениях. Впоследствии эту часть полета Гагарин назовет «кордебалетом». Только через 10 минут при вхождении в плотные слои атмосферы отделился приборный отсек, а на высоте 7 тыс. м автоматически открылся люк, и Гагарина выбросило наружу. Над ним раскрылся парашют, и он приземлился в Саратовской области, хотя планировалось его приземление в Куйбышевской (ныне – Самарской) области.

Первый в истории человечества полет в космическое пространство, осуществленный советским космонавтом Ю.А. Гагариным на корабле-спутнике «Восток-1», позволил сделать вывод огромного научного значения о практической возможности полетов человека в космос. Он показал, что человек может нормально переносить условия космического полета, выведения на орбиту и возвращения на поверхность Земли. Этим полетом было доказано, что в условиях невесомости человек полностью сохраняет работоспособность, координацию движений, ясность мышления.

Первый космический полет человека также показал, что советская наука и техника полностью разрешили основную проблему создания управляемого и возвращаемого на Землю космического корабля. Все сложные системы управления работали в полете безупречно.

 

2. Многие ученые, как отечественные, так и зарубежные, прокладывали человечеству путь к звездам. Выдающимися отечественными основоположниками космонавтики по праву считаются калужский учитель-мечтатель К.Э. Циолковский (1857–1935) и инженер-конструктор

С.П. Королев (1907–1966). В чем их заслуга перед наукой?

Сын бедного лесничего, ребенок из семьи, в которой было 12 детей, Циолковский с 11 лет мастерил собственные модели и конструкции различных технических средств и приспособлений, собирал своими руками станки. Работая простым учителем в школе, он писал научно-фантастические повести и занимался наукой.

Константин Эдуардович Циолковский в работах «Свободное пространство», «Грезы о Земле и небе и эффекты всемирного тяготения», «Исследование мировых пространств реактивными приборами» обосновывает идеи достижения скорости отрыва от Земли и возможности создания искусственных спутников, скорости и возможности межпланетных полетов, законы движения ракеты как тела переменной массы, создания жидкостной многоступенчатой ракеты, пригодной для полета человека в космос, и многое другое. Первые самолеты только-только совершали несмелые полеты, а Циолковский уже пытался рассчитать перегрузки, которым подвергнутся космонавты. Эксперименты он ставил на цыплятах и тараканах. Последние выдержали стократную перегрузку.

Ученый рассчитал вторую космическую скорость и придумал идею стабилизировать искусственные спутники Земли (тогда и термина такого не было) вращением. (Первая космическая скорость – V=7,9 км/с – позволяет космическому аппарату, запускаемому с Земли, преодолев ее притяжение, стать ее искусственным спутником. Вторая космическая скорость – V=11,18 км/с – дает возможность осуществить полет к другим планетам Солнечной системы. Третья космическая скорость – V=16,67 км/с – позволяет космическому аппарату преодолеть притяжение не только Земли, но и Солнца и уйти в межзвездное пространство.)

К.Э. Циолковский написал более 400 научных работ, и его интересы не ограничивались полетами в воздухе и в космос. Он исследовал и описывал технологии получения солнечной энергии и энергии морских приливов, конденсации водяных паров, кондиционирования помещений, освоения пустынь и даже задумывался о высокоскоростных поездах.

Идею К.Э. Циолковского о космических полетах воплотил Сергей Павлович Королев. Созданная под его руководством знаменитая ракета «Р-7» стала ракетой-носителем первого искусственного спутника Земли. Это произошло 4 октября 1957 года, когда спроектированная С.П. Королевым ракета вывела на земную орбиту первый в истории искусственный спутник. С этого дня берет свое начало эра практической космонавтики, а С.П. Королев становится отцом этой эры. Первоначально в космос отправляли лишь животных, но уже 12 апреля 1961 года конструктор вместе со своими коллегами и единомышленниками осуществляет успешный запуск космического корабля «Восток-1», на борту которого находился первый космонавт планеты Юрий Гагарин. С этого полета начинается эра пилотируемой космонавтики.

 

3.Зачем были нужны космические эксперименты над собаками?

Как лучший друг человека помог людям покорить космос?

Биологические эксперименты в СССР проводились на собаках, а в США – на обезьянах. 3 ноября 1957 года был запущен искусственный спутник, на борту которого находилась собака Лайка. Ученые ставили перед собой задачу определить, как космос (запуск, перегрузки, невесомость и т.д.) повлияет на живой организм. (Первоначально сообщалось, что Лайка прожила на орбите семь дней, в действительности она умерла через 3–4 часа от перегрева.) В 1960 году в космос запустили Белку и Стрелку, которые благополучно вернулись на Землю. Эксперименты с животными подтвердили возможность полета человека в космос. Они позволили испытать оборудование для кормления и утилизации отходов жизнедеятельности, кондиционирования воздуха, контроля состояния здоровья и многое другое.

 

4.Что означает фраза «Космос – это мы»? Как каждого из нас касается космическая тема? На основании предложенной информации приведите примеры того, как лично вы используете космические технологии в повседневной жизни.

Облетев нашу планету и увидев ее из космоса, первый космонавт Ю.А. Гагарин заметил: «Проникновение в космос, как и другие великие дела человечества, нельзя рассматривать только сквозь призму повседневных интересов и текущей практики. Если бы люди на протяжении истории руководствовались лишь удовлетворением своих повседневных нужд, то, наверное, человечество до сих пор вело бы пещерный образ жизни». И тем не менее…

Освоение космоса имеет прежде всего огромное значение для каждого из нас, так как космические технологии уже широко используются в нашей повседневной жизни. Космонавтика одновременно оказывает влияние на развитие таких передовых отраслей техники, как машиностроение, электроника, автоматика, вычислительная техника, материаловедение и др. Участие в космических исследованиях способствует приобщению к передовым технологиям и международному сотрудничеству.

Космонавтика призвана содействовать решению современных проблем земной цивилизации, связанных с переходом к экономике информационного типа, обеспечением растущих энергетических потребностей, освоением новых безотходных технологий, глобальным экологическим контролем и охраной окружающей среды.

Большой вклад в народное хозяйство вносят спутниковые информационные системы. В перспективе их роль еще более возрастет. Из космоса осуществляются управление наземными и воздушными перевозками, эксплуатационный контроль над сетью линий электропередачи, нефте- и газопроводов. Технологически решен целый ряд задач сервисного обслуживания: космической ретрансляции почтовых отправлений, космических систем индивидуальной связи и навигации, создания межотраслевых банков информации об оперативной передаче данных через космические системы связи и пр.

На орбитальных комплексах планируется организовать космическое производство уникальных материалов и медикаментов, изготовление которых в земных условиях обходится очень дорого или практически невозможно. К числу перспективных космических технологий относятся производство полупроводниковых элементов из арсенида галлия, оптического стекла, выращивание ниобиевых кристаллов для использования в лазерах и устройствах памяти электронно-вычислительных машин.

Результаты проводимых космических исследований могут найти свое практическое применение в составлении сверхточных электронных карт местности, зондировании атмосферы, метрологии, проведении морского поиска и спасении терпящих бедствие судов и их экипажей. Несомненное стратегическое военно-экономическое значение имеет глобальная навигационная спутниковая система – ГЛОНАСС.

Не менее важное народно-хозяйственное значение имеют и метеоспутники. В частности, с их борта осуществляется систематическое фотографирование облачных систем, что позволяет своевременно обнаруживать зарождение циклонов и антициклонов, а также возникновение ураганов и тайфунов. Благодаря применению метеоспутников оперативные прогнозы погоды в последние годы стали значительно более точными и надежными.

Весьма заманчивы и перспективы организации в будущем на борту специализированных орбитальных станций своеобразного космического производства. Дело в том, что в условиях невесомости и космического вакуума появляется возможность осуществлять необычные технологические процессы, недостижимые в земных условиях, в частности производить особо чистые вещества, синтез некоторых химических соединений, в том числе ценных лекарственных препаратов, получать необычные сплавы, вырабатывать особо точные детали, например идеальные по форме шарики для шарикоподшипников.

Одной из глобальных задач для космического транспорта будущего может оказаться программа развертывания на околоземной орбите солнечных спутниковых электростанций (ССЭ). Потребность в этом направлении исследований диктуется прежде всего стремлением решить энергетическую проблему Земли. Если допустить, что все человечество потребляло бы на душу населения столько энергии, столько расходуется в развитых странах, то утроилось бы ее мировое потребление. При производстве в наземных условиях такого количества энергии за счет сжигания топлива возникает опасность необратимых воздействий на климат планеты («тепловое загрязнение»).

Освоение космоса дало возможность сделать фундаментальные открытия в области астрофизики, космического излучения, в изучении радиационных поясов Земли. Проникновение в космос позволило существенно повысить эффективность, доступность, глобальность систем связи; обеспечить использование современных подходов к надежности систем и механизмов. Применение микроэлектроники, компактных, с незначительным энергопотреблением приборов, принципиально новых композиционных материалов, использование теории проектирования, математического моделирования, новых методов испытаний и экспериментальной обработки данных и т.д. существенно повысили совокупную эффективность экономической деятельности.

Несомненный интерес представляют разработки по повышению эффективности геолого-разведочных работ, включая поиск месторождений полезных ископаемых. ГУ «Аэрокосмос», например, проведено исследование «Активный метод дистанционного зондирования для поиска металлических руд, основанный на исследовании потоков частиц».

В настоящее время большинство развитых стран мира используют спутниковую информацию слежения за пожарами. Российский «Аэрокосмос» 25 раз в сутки дает информацию о пожарах, об очагах возгорания радиусом всего лишь 5,5 м (!).

Существенный вклад в ликвидацию аварий и уменьшение ущерба на различных продуктопроводах может внести использование результатов космического мониторинга территории страны. Сейчас в России эксплуатируется более 1 млн км магистральных, промысловых и распределительных нефтегазопродуктопроводов, на которых бывают аварии или мелкие разрывы. Визуально определить разрыв трубы под землей, а также в труднодоступных местах нелегко. Космические технологии, радиолокационные средства, спектральный анализ позволяют на глубине залегания труб определить не только место разрыва, но и тип вещества, выливаемого в землю.

Современные космические технологии позволяют заблаговременно (за период от 3 до 20 дней) вычислить сильнейшие (с магнитудой более 7) землетрясения и цунами, выявить источники и причины загрязнения прибрежных акваторий морей и океанов, решить многие общественно значимые задачи и проблемы.

Космические линии связи более выгодны, чем наземные радиорелейные линии, состоящие из цепочки приемо-передающих станций. Так, для того чтобы создать радиорелейную линию Москва – Владивосток, пришлось бы построить около 200 приемо-передающих станций. Эти станции надо обслуживать, отапливать, питать электроэнергией. В настоящее время телевизионные передачи из Москвы на Дальний Восток осуществляются через космос с помощью всего лишь двух наземных станций – передающей и приемной – и одного космического ретранслятора. К тому же спутник-ретранслятор получает энергию, необходимую для работы его бортовой аппаратуры, от Солнца с помощью солнечных батарей.

 

5.Какие профессии особенно востребованы в космическую эру? Какие некосмические профессии и специальности могут пригодиться при развитии космонавтики и освоении космоса? Какие новые военные профессии появились в связи с появлением и развитием воздушнокосмических сил?

Освоение космического пространства ставит государство перед необходимостью использовать новейшие технологии, реализовывать принципиально новые конструкторские идеи, создавать новую технику и оборудование, материалы с заранее заданными свойствами, готовить производственные кадры – не только ракетчиков, космонавтов, конструкторов, но и ученых, инженерно-технических работников, рабочих уникальных специальностей, управленцев и многих других. Стремление человека в космос подтолкнуло, дало ускорение развитию инновационного производства, разработке информационных технологий, систем связи, радиоэлектроники и т.д. Возникли такие области знаний, как космическая биология, медицина, связь, телевидение, право, приборостроение и др.

Причем в значительной части все эти достижения имеют широкий спектр применения – не только для космических исследований, но и для производства благ общего (гражданского) назначения.

 

6.Сколько стран мира вступило в космическую эру? Есть ли между ними конкуренция?

Всего космическими исследованиями занимаются 120 государств, из них 20 – очень активно. Более 50 стран имеют свои спутники, часть государств самостоятельно могут выводить их на орбиту, например: США, Россия, Франция, Индия, Бразилия, Япония, Южная Корея.

В космической индустрии по всему миру занято более миллиона высококвалифицированных специалистов. Активно развивающиеся страны, например Китай, признают ценность космической деятельности как движущей силы инноваций, являющейся источником национальной гордости и позволяющей быть членом самого почетного космического сообщества. Россия, США, Китай, страны ЕС находятся сегодня на вершине технологической пирамиды. Активно развиваются такие направления космической деятельности, как дистанционное зондирование, рынок запуска спутников связи, космические услуги: суборбитальный космический полет, космический туризм, защита от астероидной угрозы. Без космических технологий сегодня не работают спутники связи и картографии, невозможны наблюдение за погодой, борьба против спутников-шпионов, развитие военнокосмической разведывательной инфраструктуры.

Ярким подтверждением этого является стремление ряда стран осваивать Луну. По этому поводу хотелось бы отметить, что еще в 1967 году в рамках ООН был принят Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. В этом соглашении содержится запрещение национального присвоения космического пространства, включая Луну.

В настоящее время наша страна обладает достаточной научнопроизводственной базой, кадрами, позволяющими решать важные задачи, связанные с освоением космического пространства. У нас имеются такие уникальные организации, как Государственный космический научнопроизводственный центр имени М.В. Хруничева (одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности), НПО «Энергомаш» имени академика В.П. Глушко (предприятие интегрированной структуры, объединившей ведущие российские предприятия ракетного двигателестроения; разработчик и производитель мощных жидкостных ракетных двигателей для российских и зарубежных ракет-носителей космического назначения), Российская ракетно-космическая корпорация «Энергия», Научный центр аэрокосмического мониторинга «Аэрокосмос» (проведение исследований в области наук о Земле с применением аэрокосмических методов и технологий; решение задач, связанных с аэрокосмическим мониторингом окружающей среды и др.), другие предприятия и научные центры.

Принята Федеральная космическая программа России на 2016–2025 годы (утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2016 г. № 230), основная цель которой – обеспечение государственной политики в области космической деятельности на основе формирования и поддержания необходимого состава орбитальной группировки космических аппаратов, обеспечивающих предоставление услуг в интересах социально-экономической сферы, науки и международного сотрудничества, в том числе в целях защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, создание научно-технического задела для перспективных космических комплексов и систем.

 

7. Зачем в школьную программу вводится курс «Астрономия»?

Какую роль он играет в формировании современного человека?

7 июня 2017 года Министерством образования и науки был издан приказ № 506 «О внесении изменения в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего и среднего полного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 5 марта 2004 года № 1089». Согласно приказу дисциплина «Астрономия» вводится в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как обязательный предмет федерального компонента, направленный на изучение достижений современной науки и техники, формирование основ знаний о методах и результатах научных исследований, фундаментальных законах природы небесных тел и Вселенной в целом.

Приказ Министерства образования и науки дополнен письмом Минобрнауки России от 20 июня 2017 г. № ТС-194/08 «Об организации изучения учебного предмета «Астрономия» (вместе с Методическими рекомендациями по введению учебного предмета «Астрономия» как обязательного для изучения на уровне среднего общего образования).

Как следует из концепции преподавания астрономии, астрономические знания используются в техносфере современной цивилизации, реализуясь в спутниковых системах связи, позиционирования и навигации, мониторинга природных ресурсов и климатических изменений, лежат в основе практической космонавтики. Астрономия позволяет квалифицированно отвечать на вопросы, связанные с астероидно-кометной опасностью, глобальными изменениями в атмосфере, гидросфере и магнитосфере Земли, угрозами, связанными с солнечными вспышками и взрывами близких сверхновых звезд. Уже в недалеком будущем область ее прикладного использования не будет ограничиваться только околоземным пространством, но распространится как минимум на Солнечную систему. В настоящее время астрономия является одной из важнейших объединяющих наук, определяющих мировой научно-технический прогресс, освоение новых технологий.

Астрономические знания еще в древние времена занимали особое место в культурной жизни общества и заложили основы научного знания. Именно в области астрономии родились научные измерения (определение календарных дат по фазам Луны), были сооружены на Востоке первые научные приборы (гномон, квадранты, астролябии и часы).

Астрономия как наука имеет не только специальный, но и общечеловеческий, то есть гуманитарный аспект. Она тесно связана с мировоззренческими вопросами, поскольку вносит большой вклад в выяснение места человека и человечества во Вселенной, в изучение отношения человек – Вселенная. Выявляя и используя ее гуманитарный потенциал, можно с достаточной эффективностью формировать у обучающихся научное мировоззрение, вырабатывать новый, планетарный стиль мышления, опирающийся на современное естественно-научное миропонимание. На основе гуманитарного потенциала астрономической науки возможно решение задач эстетического и экологического воспитания молодежи.

Общеизвестно, что наша планета не изолирована от других объектов Вселенной. Многими тысячами нитей она связана с разнообразными процессами, протекающими в космическом пространстве. Если глубоко разобраться, то почти в каждом физическом и биологическом явлении мы найдем проявление, отражение действия закономерностей космического масштаба.

Более того, само становление человека как биологического вида произошло в соответствии с «космической обстановкой». Например, строение человеческого тела, скелета и мышечной ткани соответствует не только величине силы тяжести у поверхности Земли, но и таким особенностям нашей планеты, как движение небесного тела в пространстве. В тесном согласии с внешней средой, включающей в себя факторы космического порядка, сформировались и органы чувств человека.

Например, глаз человека обладает максимальной чувствительностью в желто-зеленой части спектра, именно там, где находится энергетический максимум спектра Солнца.

Наблюдения обнаружили несомненную связь между солнечной активностью и некоторыми биологическими процессами, в частности изменениями химического состава человеческой крови и даже деятельностью сердечной мышцы. Существенное влияние на характер развития биосферы Земли оказывает космическое излучение, от интенсивности которого в значительной степени зависит радиационный фон вблизи земной поверхности. Ученые высказали мысль, что именно увеличением радиации в результате вспышки близкой сверхновой звезды могут быть объяснены изменения в животном и растительном мире нашей планеты. Можно также считать установленным, что само образование живого вещества на Земле из простейших органических молекул происходило под воздействием радиоактивных излучений, среди которых далеко не последнюю роль играли космические лучи.

Ученые считают открытие Николая Коперника первой научной революцией в астрономии и вообще во всем естественно-научном знании. Второй научной революцией, происходящей в астрономии в последнее время, является выход в космос.

Установив научные приборы (счетчики фотонов, телескопы и др.) на космические платформы, астрономы пробили мощную броню земной атмосферы, полностью поглощающей коротковолновое электромагнитное излучение (ультрафиолетовое, рентгеновское). Появилась возможность исследовать ультрафиолетовое и рентгеновское излучение Солнца, звезд и туманностей, что значительно расширило объем нашей информации о природе объектов Вселенной, где протекают мощные энергетические процессы.

Чудом технологии второй половины XX века справедливо считают квантовые генераторы и усилители электромагнитных волн – мазеры и лазеры. Происхождение химических элементов и их эволюция во Вселенной, природа активности ядер галактик, квазаров, нейтронных звезд и черных дыр, а также проблемы космологии, призванные, исходя из общей теории относительности, описать эволюцию Вселенной как единого материального образования, – все это вывело современную науку на тот рубеж, где перекликаются проблемы квантовой механики, теории гравитации и теории элементарных частиц. Именно здесь и следует ожидать открытий, способных раскрыть важнейшие свойства пространства, времени и энергии.

Развитие экологического производства вне Земли и космизация экологии приведут к появлению практической экологии. Человек, как разумное существо, является результатом эволюции жизни во Вселенной, то есть частью природы. В силу этого отношение человек – Вселенная, распространенное на доступные современной науке огромные пространственно-временные масштабы, стало одним из важнейших мировоззренческих понятий. Сейчас знание основ астрономии необходимо подрастающему поколению, чтобы выработать осознанное отношение к широко пропагандируемым астрологии, уфологии, экстрасенсорике и т.д.

 

8. Внеземные цивилизации: чего нам ждать от контакта миров?

Гипотеза о том, что жизнь – явление космическое, имеет очевидное подтверждение: жизнь существует на космическом теле – планете Земля. По мнению основателя учения о ноосфере В.И. Вернадского, наша планета и космос представляются ныне как единая система. И поэтому В.И. Вернадский писал, что «надо идти в космос, чтобы понять нашу Землю».

Контакты с внеземными цивилизациями – один из интереснейших вопросов, на который человечество веками ищет ответ. Обитаема ли Вселенная за пределами Земли? Каков он, космический разум? Чего нам ожидать от контактов разных миров? Речь идет о попытках обнаружения действующих радиопередатчиков инопланетных цивилизаций или каких либо других проявлений их практической деятельности. В рамках этой программы за последние десятилетия было проведено несколько десятков радиообзоров различных участков звездного неба, но пока безуспешно: не наблюдалось во Вселенной каких-либо явлений, которые можно было бы связать с действиями разумных существ – представителей внеземных цивилизаций. Между тем существуют весьма веские научные основания полагать, что Вселенная обитаема. Эта противоречивая ситуация получила в современной науке наименование «астросоциологический парадокс».

Суть изучения проблемы внеземных цивилизаций хорошо выразил академик Г.Э. Наан: «Изучая проблему внеземных цивилизаций, мы прежде всего стараемся лучше познать самих себя». Иными словами, исследование проблемы разумной жизни во Вселенной дает нам возможность взглянуть на нашу собственную земную цивилизацию с космической точки зрения, как бы в «космическое зеркало». Знание общих закономерностей существования цивилизаций во Вселенной необходимо для научного управления нашей практической деятельностью, особенно в тех случаях, когда она приобретает глобальные и космические масштабы.

Кроме того, в процессе изучения общая проблема разумной жизни во Вселенной распалась на целый ряд конкретных научных задач, представляющих практический интерес. Разработка «космических языков» (линкос), с помощью которых можно было бы переговариваться с другими разумными обитателями Вселенной, тесно связана с созданием так называемых языков-посредников, необходимых для успешного взаимодействия человека и электронно-вычислительных машин.

Важным методологическим и мировоззренческим аспектом проблемы внеземных цивилизаций является то, что она способствует объединению усилий различных наук. Поэтому независимо от того, существуют внеземные цивилизации или нет, изучение этой проблемы имеет чрезвычайно большое значение для дальнейшего познания окружающего нас мира, для космического будущего человечества.

 

9. Как изменились глобальные проблемы человечества со вступлением в космическую эру?

С развитием космонавтики более четко определились экологическая, энергетическая и ядерная проблемы. Каждый из этих факторов угрожает мирному развитию земной цивилизации.

Данные, полученные с космических лабораторий, о тенденциях загрязнения атмосферы и водного бассейна Земли и возникший в связи с этим парниковый эффект реально угрожают человечеству глобальными катастрофическими изменениями климата, который, в свою очередь, может привести к разрушению теплового баланса нашей планеты.

 

После экскурсии требуется рефлексия с обязательным осмыслением того, что было увидено и услышано, что из этого произвело особенно сильное впечатление, какую информацию обучающиеся почерпнули для выполнения учебной задачи, к каким личным выводам и умозаключениям они пришли.

В качестве подготовительного мероприятия к Гагаринскому уроку «Космос – это мы» обучающимся в 8–11-х классах может быть предложен коллективный просмотр отечественных фильмов о покорении космоса последних лет с последующим обсуждением, а также сопоставлениемс несколькими популярными американскими блокбастерами на космические темы:

«Салют-7»(2017). Режиссер К. Шипенко; в ролях: В. Вдовиченков, П. Деревянко, А. Самойленко, В. Хаев, О. Фандера и др.

Космическая станция «Салют-7», находящаяся на орбите

в беспилотном режиме, неожиданно перестает отвечать на сигналы центра управления полетом. Принято решение об отправке на орбиту спасательной экспедиции. Космический экипаж должен найти «мертвую» станцию и впервые в мире провести стыковку с 20-тонной глыбой неуправляемого железа. Космонавты понимают, что шансов вернуться на Землю у них немного. Но этот рискованный путь – единственно возможный. Они должны не только проникнуть на «Салют-7», но и «оживить» его. Смогут ли два человека предотвратить неминуемую катастрофу и спасти планету от падения станции? Спасательная экспедиция превращается в опасное испытание. На орбите разворачивается настоящий космический детектив...

«Время первых» (2017). Режиссер Д. Киселев; в ролях: Е. Миронов, К. Хабенский, В. Ильин, А. Котенев, А. Урсуляк и др.

60-е годы XX века. Разгар холодной войны. Две супердержавы, СССР и США, бьются за первенство в космической гонке. Пока СССР впереди, на очереди – выход человека в открытый космос. За две недели до старта взрывается тестовый корабль. Времени на выявление причин нет. И пусть риски огромны, мы не можем уступить лидерство. Опытный военный летчик Павел Беляев и его напарник Алексей Леонов, необстрелянный и горячий, мечтающий о подвиге, – два человека, готовые шагнуть в неизвестность. Но никто не мог даже предположить всего, с чем им предстояло столкнуться в полете…





скачать dle 10.2 КиноСвин