............................................................

Афиша

............................................................

Гагаринский урок

Государственное бюджетное учреждение культуры города Москвы

«Мемориальный музей космонавтики»

Отдел музейной педагогики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для мероприятий урока имени Ю.А. Гагарина

«Гагаринский урок. «Космос – это мы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность:

45 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2019

Введение

Тезисы, ключевые понятия:

· 12 апреля –День космонавтики;

· История космонавтики. Мы - первые!;

 

Деятельность учащихся:

Обсуждение роли СССР и России в освоении космоса.

Мультимедиа:

· Фильм «Как стать космонавтом».

 

Текст учителя

Слайд 1:

Ребята, я рад/рада приветствовать Вас на "Гагаринском уроке” "Космос - это мы”. На календаре 12 апреля, знаете ли вы, какой праздник отмечается сегодня во всём мире?

Ответы учеников. Организация обсуждений.

12 апреля весь мир отмечает День авиации и космонавтики — памятную дату, посвященную первому полету человека в космос. Это особенный день — день триумфа науки и всех тех, кто сегодня трудится в космической отрасли. Как праздник— День космонавтики — в нашей стране был установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года, а международный статус получил в 1968 году на конференции Международной авиационной федерации.

Кстати, с 2011 года он носит еще одно название — Международный день полета человека в космос (International Day of Human Space Flight). О чем 7 апреля 2011 года на специальном пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН, по инициативе России, была принята официальная резолюция № A/RES/65/271, по случаю 50-летия первого шага в деле освоения космического пространства. Соавторами этой резолюции стали свыше 60 государств.

 

Слайд 2:

Первый искусственный спутник Земли, или Спутник-1, был запущен с космодрома Байконур 4 октября 1957 года. Спутник имел 4 антенны для передачи сигнала, которые располагались по поверхности сферы диаметром 58 см.

«Он был мал, этот самый первый искусственный спутник нашей старой планеты, но его звонкие позывные разнеслись по всем материкам и среди всех народов как воплощение дерзновенной мечты человечества» — сказал Сергей Павлович Королев.

Далее наша страна начала подготовку к запуску в космос первого живого существа. Как вы думаете, что это за живое существо и как его звали?

Ответы учеников. Организация обсуждений.

Правильно, первым живым существом в космосе была собака и звали ее Лайка.

Слайд 3:

Собака Лайка совершила свой полет 3 ноября 1957 года на Спутнике-2. Это спутник был уже более сложным, так как был оборудован специальной капсулой для собачки. Эта капсула имела все необходимое для обеспечения жизнедеятельности Лайки на протяжении недели. Главное научное достижение – доказательство того, что живое существо может находиться в космическом пространстве.

 

 

Этап №1

60-летие Решения ЦК КПСС и Совета министров СССР об отборе и подготовке космонавтов к первому космическому полету

Тезисы, ключевые понятия:

· Решение ЦК КПСС и Совета министров СССР;

· Совещание под председательством Мстислава Келдыша;

· Требования для кандидатов от С.П. Королева;

· Процедура отбора.

 

Деятельность учащихся:

Ознакомление с процедурой отбора первых кандидатов в космонавты.

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 4-6 (см. «Презентация»);

 

Текст учителя:

Слайд 4:

19-20 августа 1960 года впервые в мире живые существа не только покорили космическое пространство, но и успешно вернулись на Землю после полёта. Ими стали легендарные собаки Белка и Стрелка.

После успешного запуска первого искусственного спутника Земли в 1957 году и запусков в космос первых животных, советским руководством было принято решение о выводе на орбиту космического корабля, пилотируемого человеком. В 1959 году были подписаны постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О подготовке человека к космическим полётам» под грифом «Совершенно секретно».

Слайд 5:

14 января 1959 года состоялось совещание специалистов под председательством академика Мстислава Всеволодовича Келдыша, на котором обсуждалось, из кого выбирать будущих космонавтов. Ими могли стать и летчики, и подводники, и ракетчики, и автогонщики, и просто здоровые молодые люди. Медики предложили лётчиков-истребителей, ведь те постоянно испытывают условия, напоминающие космический рейс: разнонаправленные перегрузки, кратковременная невесомость, пониженное/повышенное давление. Идею поддержал главный конструктор Сергей Павлович Королев: он, среди прочего, учитывал, что летчики обладают обширными навыками.

Королев выразил свои требования к будущим космонавтам так: «Безупречное состояние здоровья при высокой психической устойчивости и общей выносливости организма; высокая летная успеваемость при выраженных задатках воли, трудолюбия и любознательности; активное желание освоить полеты на ракетных летательных аппаратах; антропометрические параметры: рост — не более 170 см, вес — 70–72 кг, возраст — не старше 30 лет».

Слайд 6:

В начале лета медики разбились на пары и разъехались по воинским частям. Они изучили 3456 медицинских книжек и отобрали 347 человек. Собеседование с летчиками проходило довольно своеобразно. Один из вопросов звучал так: «Желаете ли вы летать на более современных типах самолётов, на новой технике?». Как правило, все отвечали утвердительно. В ходе беседы как бы невзначай задавался и вопрос: «Хотели бы вы полететь на ракетах вокруг Земли?» Здесь реакция была различной. Большинство лётчиков говорили, что хотели бы, но иные медлили с ответом или отвечали: «Надо подумать», а встречались и те, кто сразу отказывался.

К концу 1959 года пройти двухэтапное психофизиологическое обследование удалось 29 офицерам. Все они были допущены к «третьему этапу подготовки» (специальным тренировкам). Однако директивой главнокомандующего ВВС устанавливалось, что численность отряда не должна превышать двадцати человек, поэтому руководству пришлось сделать окончательный выбор, переведя девятерых в «резерв».

 

Определились главные кандидаты на первый космический полёт.

Но кто же из них станет первым?

Осуществить вековую мечту человечества удалось 12 апреля 1961 года Юрию Алексеевичу Гагарину.

 

Этап №2

85-летие со дня рождения Ю.А. Гагарина

Тезисы, ключевые понятия:

· Детство Ю.А. Гагарина;

· Переезд в Москву;

· Саратовский аэроклуб. Дорога в космос;

· Ю.А. Гагарин – первый космонавт Земли.

 

Деятельность учащихся:

Ознакомление с биографией и историей жизни Ю.А. Гагарина.

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 7-13 (см. «Презентация»);

· Фильм «Юрий Гагарин».

 

Текст учителя

Слайд 7:

Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в деревне Клушино Гжатского района Смоленской области.

Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли гитлеровские войска, и его учёба прервалась.

Слайд 8:

9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась. 24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы.

30 сентября 1949 года Юрий уезжает учиться в Москву и поступает в Люберецкое ремесленное училище. Во время учёбы, 16 декабря 1949 года, вступил в комсомол. В июне 1951 года Юрий окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.

Слайд 9:

В 1951 году Юрий поступает на литейное отделение Саратовского индустриального техникума. Кроме учебы он играл на трубе, увлекался фотографией, стал секретарем спортивного общества «Трудовые резервы». В 1954 году Гагарин поступает в Саратовский аэроклуб. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отличием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18.

Слайд 10:

Интересный факт!

Во время обучения в Саратовском индустриальном техникуме Гагарин был капитаном баскетбольной команды! (при том, что рост Юрия был 165 см).

«Игра в баскетбол нравилась своей стремительностью, живостью и тем, что в ней всегда царил дух коллективного соревнования. Броски мяча в корзину с ходу и с прыжка вырабатывали меткость глаза, точность и согласованность движений всего тела» – написал Юрий Алексеевич в своей книге «Дорога в космос».

Слайд 11:

С 1955 по 1957 годы Гагарин обучался в 1-м военном авиационном училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова в городе Чкалов (в настоящее время – Оренбург). 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. После окончания летного училища ему разрешили выбирать любой город, где он мог бы служить и летать на военных самолетах, и он выбрал самое сложное – Север, Заполярье.

С 29 декабря 1957 года Юрий Гагарин – лётчик 122 истребительной авиационной дивизии ВВС Северного флота.

7 марта 1960 года Юрий зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов ВВС, в котором началась его подготовка к космическому полету.

Слайд 12:

9:07. Казахстан. Территория космодрома Байконур. Стартовая площадка №1 (ныне - "Гагаринский старт”). Ракета-носитель "Восток” готова взмыть в воздух. Отсчет оператора...3...2...1...и знаменитое "Поехали!!”. Отныне человек покорил космическое пространство. Так началась мировая пилотируемая космонавтика. Уже после приземления было сделано сообщение ТАСС о первом в мире полете человека в космическое пространство:

«12 апреля 1961 года в Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль-спутник с человеком на борту. Пилотом-космонавтом корабля-спутника «Восток» является гражданин СССР летчик майор Гагарин Юрий Алексеевич»

14 апреля 1961 года на Красной площади состоялся торжественный митинг, в ходе которого Юрию Алексеевичу Гагарину было присвоено звание Героя Советского Союза и первого «Летчика-космонавта СССР».

Слайд 13:

После исторического полета, в течение двух лет Юрий Алексеевич Гагарин посетил около 30 стран: Австрию, Великобританию, Францию, Канаду, США, Кубу, Бразилию, Индию, Японию, Болгарию, Польшу и др. Космонавта приглашали во многие страны, увидеть его хотели миллионы людей, каждый из которых мечтал задать вопрос: «Каково это – быть в космосе?». Он стал настоящим «Послом Мира», ведь Юрий Гагарин – это человек, который осуществил вековую мечту всего человечества – стал первым космонавтом планеты Земля!

 

Этап №3

85-летие легендарных Дважды Героев Советского Союза, летчиков-космонавтов Гагаринского набора Алексея Архиповича Леонова, Валерия Федоровича Быковского и Бориса Валентиновича Волынова

Тезисы, ключевые понятия:

· Биография и полет А.А. Леонова;

· Биография и полет В.Ф. Быковского;

· Биография и полет Б.В. Волынова;

 

Деятельность учащихся:

Обсуждение вклада летчиков-космонавтов Гагаринского набора, дважды Героев СССР А.А. Леонова, В.Ф. Быковского и Б.В. Волынова в развитие отечественной космонавтики.

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 14-19 (см. «Презентация»);

· Фильмы «Космонавт Алексей Леонов», «Космонавт Борис Волынов», «Космонавт Валерий Быковский»;

 

Текст учителя

Трое из членов первого набора космонавтов в этом году отмечают свое 85-летие. Это Летчики-космонавты СССР, Дважды Герои Советского Союза - А.А. Леонов, В.Ф. Быковский и Б.В. Волынов. Давайте поговорим о вкладе каждого из этих космонавтов в нашу славную историю покорения космоса.

 

Слайд 14:

Алексей Архипович Леонов (род. 30 мая 1934 г.)

Лётчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза.

Алексей Леонов совершил первый полет 18 марта 1965 г. в качестве второго пилота корабля "Восход-2" вместе с Павлом Беляевым. Леонов первым в мире покинул космический корабль, о чем на весь мир объявил Павел Беляев: «Внимание! Человек вышел в космическое пространство! Человек вышел в космическое пространство!» Телевизионное изображение парящего на фоне Земли Алексея Леонова транслировалось по всем телеканалам.

Слайд 15:

В ходе второго полета, 15-21 июля 1975 г., как командир экипажа участвовал в первой стыковке кораблей разных стран - "Союз-19" (СССР) и "Аполлон" (США). Тогда на орбите состоялась встреча и историческое рукопожатие членов двух экипажей - Алексея Леонова, Валерия Кубасова, Вэнса Бранда, Томаса Стаффорда и Дональда Слейтона.

Слайд 16:

Алексей Архипович Леонов увлекается живописью, написал около 200 картин. В 1965 г. был принят в Союз художников СССР, с 2004 г. - почетный член Российской академии художеств.

Слайд 17:

Валерий Фёдорович Быковский (род. 2 августа 1934 г.) – Лётчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза.

Валерий Федорович Быковский совершил космический полёт 14–19 июня 1963 года в качестве пилота космического корабля «Восток­-5» продолжительностью 4 суток 23 часа. Полёт проходил одновременно с полётом КК "Восток­-6", пилотируемого первой в мире женщиной­-космонавтом В.В. Терешковой.

Слайд 18:

Совершил второй космический полёт 15-23 сентября 1976 года продолжительностью 7 суток 22 часа в качестве командира космического корабля "Союз­-22" совместно с В.В. Аксёновым.

Третий космический полёт Валерий Фёдорович совершил 26 августа - 3 сентября 1978 года в качестве командира международного экипажа (совместно с космонавтом­-исследователем гражданином ГДР Зигмундом Йеном) на космическом корабле «Союз­-31» и орбитальной станции «Салют-6» продолжительностью 7 суток 21 час. Посадка была выполнена на космическом корабле «Союз-­29».

Слайд 19:

Борис Валентинович Волынов (род. 18 декабря 1934 г.) –

Лётчик-космонавт СССР, Дважды Герой Советского Союза.

Борис Валентинович Волынов совершил космический полёт 15 - ­18 января 1969 года в качестве командира космического корабля (КК) «Союз­-5» продолжительностью 3 суток 1 час. В полёте впервые осуществлены сближение и стыковка космических кораблей «Союз­-4» и «Союз-­5», а также переход космонавтов Алексея Елисеева и Евгения Хрунова из космического корабля «Союз­-5» в корабль «Союз-­4». При возвращении Волынова на Землю не произошло отделение спускаемого аппарата «Союза­-5» от приборно­-агрегатного отсека, корабль снижался в аварийном режиме по баллистической траектории с вращением по всем осям. Приземление произошло с недолетом до расчетной точки на 600 километров.

Совершил второй космический полёт 6 июля - 24 августа 1976 года в качестве командира экипажа на космическом корабле «Союз­-21» и орбитальной станции (ОС) «Салют-­5» продолжительностью 49 суток 6 часов. За время космического полёта была получена обширная и ценная научная информация о физических характеристиках атмосферы Земли. На борту ОС «Салют-5» проведены исследования, показавшие, как протекают различные физические процессы и технологические операции в условиях невесомости. Осуществлены комплексные исследования реакции организма человека на действие факторов длительного космического полёта.

 

 

Этап №4. 105-летие со дня рождения Владимира Николаевича Челомея и 75-летие НПО «Машиностроения»

Тезисы, ключевые понятия:

· В.Н. Челомей – история великого инженера;

· НПО «Машиностроения» и его «космическая» история

· Орбитальная станция «Салют-3»

· Орбитальная станция «Салют-5»

 

Деятельность учащихся:

Ознакомление с биографией В.Н. Челомея, а также с деятельностью НПО «Машиностроения»

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 20-28 (см. «Презентация»);

· Фильм «Челомей Владимир Николаевич».

 

Текст учителя

Слайд 20:

В истории нашей страны было огромное количество прекрасных инженеров и конструкторов, но даже среди этой плеяды есть некоторые, которым должна быть обязана вся наша аэрокосмическая отрасль. Одним из них является Владимир Николаевич Челомей.

Этот человек был поистине уникальным. Он, фактически, заложил основу нового инженерного подхода к проектированию военной техники, но всегда стремился еще дальше – в космос. Будучи совсем молодым, он стал руководителем ОКБ (Особое конструкторское бюро), которое по сей день укрепляет обороноспособность нашей страны. Благодаря ему мы сейчас способны запускать в космос грузовые ракеты, которые снабжают экипажи Международной космической станции (МКС) научным оборудованием и питанием. Мы говорим о ракете-носителе Протон. Также сама МКС стала возможной только благодаря реализации на предприятии «НПО Машиностроения» проекта «Алмаз», который был создан для отправки первых орбитальных станций в космическое пространство. На эти станции успешно отправлялись первые долговременные экспедиции для проведения научных экспериментов на орбите Земли. Об экипажах этих экспедиций мы поговорим дальше.

Слайд 21:

Отзывы министра общего Машиностроения О. Д. Бакланова о В.Н. Челомее:

«Выдающийся учёный и организатор: он не только внёс большой вклад в укрепление оборонной мощи, но был первым, кто обеспечил доставку на орбиту 20 тонн груза, что открыло перед космонавтикой совершенно новые перспективы. Он был одним из наиболее признанных в стране творцов практической космонавтики, обеспечивших многие триумфы Советского Союза. За что бы он ни брался, а задачи, которые он решал, были очень широкого спектра, он всё доводил до конца, заботился о приоритетах нашей страны, был профессионалом высочайшего уровня. Это была личность, напоминающая великанов эпохи Возрождения»

Слайд 22:

Помимо всего прочего Владимир Николаевич по сути основал предприятие НПО «Машиностроения», которое в этом году отмечает свое 75-летие. Со дня основания предприятие занималось многими направлениями развития нашего государства, в том числе проектированием и запуском космических аппаратов и орбитальных станций. Один из таких проектов, проект орбитальных станций «Салют», произвел революцию в космической отрасли, так как этот проект подразумевал запуск первых в мире орбитальных станций для долговременного нахождения там космонавтов. О экипажах станций «Салют» мы и поговорим дальше.

 

Слайд 23:

На слайде вы видите экипаж, который отправился к станции «Салют-3» разработки НПО «Машиностроения». Космонавты П.Р. Попович и Ю.П. Артюхин отправились к станции 3 июля 1974 года на космическом корабле «Союз-14». Вахта космонавтов продолжалась 15 суток.

 

Слайд 24:

Следующий экипаж отправился к станции 26 августа 1974 года на космическом корабле «Союз-15». На слайде вы видите фотографии членов экипажа: космонавты-испытатели Г.В. Сарафанов и Л.С. Демин. Во время стыковки со станцией возникли технические исправности, поэтому 28 августа экипаж вернулся на Землю.

Слайд 25:

Следующая станция, которая была отправлена на орбиту нашей планеты, называлась «Салют-5». Космонавты Б.В. Волынов и В.М. Жолобов стартовали к ней 6 июля 1976 года на космическом корабле «Союз-21». Их экспедиция продолжалась 45 дней.

Слайд 26:

Следующий экипаж отправился к станции 14 октября 1976 года на космическом корабле «Союз-23». На слайде вы видите фотографии членов экипажа: космонавты-испытателиВ.Д. Зудов и В.И. Рождественский. Стыковка со станцией не состоялась, и экипаж 16 октября вернулся на Землю.

Слайд 27:

Следующий экипаж отправился к станции 7 февраля 1977 года на космическом корабле «Союз-24». На слайде вы видите фотографии членов экипажа: космонавты-испытатели В. Горбатко и Ю. Глазков. Экспедиция признана успешной, экипаж выполнил все задачи, проработав на орбите на протяжении 18 суток.

Слайд 28:

В этом году предприятие НПО «Машиностроения» празднует свой 75-летний юбилей.

В настоящее время АО «ВПК «НПО машиностроения» по заказу Госкорпорации «Роскосмос» создает всепогодную космическую систему наблюдения Земли с высоким разрешением «Кондор-ФКА».

Еще одно направление развития космических аппаратов на предприятии - это переход в следующий, более легкий микро-класс аппаратов весом до 100 кг. Основой для такого КА является новая унифицированная космическая платформа, на базе которой могут быть созданы системы как с оптической аппаратурой, так и радиолокационной.

Работа АО «ВПК «НПО машиностроения» высоко оценена. За создание новейших образцов вооружения предприятие награждено орденом Ленина (1959), орденом Трудового Красного Знамени (1963), орденом Октябрьской Революции (1976), получена Благодарность Президента России (2004).

 

Этап №5. Современные научно-космические проекты Института космических исследований РАН, 60-летие начала Лунной программы СССР, проект ЭкзоМарс

Тезисы, ключевые понятия:

· Всесоюзной конференции по ракетным исследованиям верхних слоев атмосферы;

· Юбилеи начала Лунной миссии СССР (АМС «Луна-1», АМС «Луна-2» и АМС «Луна-3»;

· Современная Лунная программа РФ;

· Проект ЭкзоМарс;

 

Деятельность учащихся:

Обсуждение современного состояния космической науки Российской Федерации, а также обсуждение исторического значения первых АМС, направленных в сторону Луны

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 29-34 (см. «Презентация»);

·Фильмы «ЭкзоМарс – время Ч», «Луна-1 – Первый спутник Солнца», «Российско-европейский проект ЭкзоМарс. В поисках воды и жизни», «Вода на Марсе»

 

Текст учителя

Слайд 29:

Выступая в апреле 1956 г. на Всесоюзной конференции по ракетным исследованиям верхних слоев атмосферы, проходившей в Академии наук СССР, главный конструктор С.П. Королёв в числе первостепенных задач назвал полет на Луну. Он сказал: «Реальной задачей является полет ракеты на Луну и обратно от Луны... Это перспективы реальные и не такие уж далекие». В 1959 г. группа проектантов на предприятии Королёва сконструировала несколько вариантов лунных аппаратов — их назвали «лунниками». Они запускались с помощью трехступенчатых ракет-носителей «Восток-Л» со второй космической скоростью — около 11 км/с. Из семи стартовавших АМС «Луна» в серии Е-1 и Е-2 три выполнили программу полета.

Слайд 30:

Первый успешный старт в сторону Луны состоялся 2 января 1959 г. Это была автоматическая станция «Луна-1» массой 361 кг, впоследствии названная «Мечтой». Она пролетела на расстоянии 5 тыс. км от Луны, но на Луну не попала из-за ошибки в циклограмме полета.

 

На основе информации, собранной по результатам полета «Луны-1» разрабатывался план полета следующей станции, получившей название «Луна-2».

Стартовав 12 сентября 1959 года, аппарат «Луна-2» с автоматическим управлением осуществил исторический полет Земля-Луна менее чем за 48 часов. Место посадки аппарата было зафиксировано в районе Моря Дождей. Эта территория отныне получила название Залива Лунника.

На борту АМС «Луна-2» был размещен металлический шар, который при ударе разлетелся на множество пятиугольных вымпелов с памятной гравировкой «СССР, сентябрь 1959 год».

 

4 октября 1959 г. к Луне устремилась автоматическая межпланетная станция «Луна-3».

7 октября станция с расстояния около 65 тыс. км сфотографировала за 40 минут обратную сторону Луны (до Земли было около 470 тыс. км). В течение следующих 10 суток «Луна-3» передала серию снимков на Землю. Удалось сфотографировать почти половину поверхности Луны, охватившей 30% видимой стороны и 70% никогда ранее не видимой с Земли стороны.

 

Слайд 31:

Россия намерена отправить первую пилотируемую экспедицию на Луну в 2031 году, после чего такие полеты планируется проводить ежегодно.

В 2032 году планируется доставить на спутник так называемый луномобиль (луноход с возможностью передвижения космонавтов) и экипаж второй экспедиции, задачей которого будет «апробирование средств передвижения по поверхности». В 2033 году космонавты должны будут совершить на луномобиле поездки на дальние расстояния и протестировать робототехнические комплексы.

На 2034 год запланировано начало строительства лунной базы, которое также будет вестись весь 2035 год. Пилотируемым полетам будут предшествовать два испытательных старта в 2028 и 2029 годах, в ходе которых будет протестирован взлетно-посадочный комплекс, а также осуществлен облет Луны пилотируемым кораблем.

 

Слайд 32:

Одним из выдающихся научных вопросов нашего времени является установление того, существовала ли когда-либо жизнь на Марсе.Для решения этой важной задачи Европейское космическое агентство (ЕКА) учредило программу ЭкзоМарс.

Соглашение о сотрудничестве в области исследования Марса и других тел Солнечной системы робототехническими средствами между Роскосмосом и ЕКА было подписано 14 марта 2013 года.

Проект реализуется в два этапа с запусками космических аппаратов в 2016 и 2020 годах.

Первый этапстартовал 14 марта 2016 года запуском с космодрома Байконур, ракеты-носителя «Протон» с разгонным блоком «Бриз-М». Запуск был обеспечен госкорпорацией Роскосмос.

Слайд 33:

Научные задачи проекта «ЭкзоМарс»:

· Исследовать состав атмосферы и климат планеты с орбиты, в том числе ответить на вопрос о том, сколько и как распределён в атмосфере метан.

·Изучить возможный вулканизм Марса с орбиты, измеряя содержание вулканических газов в атмосфере.

·Изучить с орбиты распространенность воды в подповерхностном слое вещества с высоким разрешением.

·Изучить внутреннее строение и климат Марса с его поверхности.

·Определить, являются ли условия на поверхности Марса теоретически пригодным для существования жизни.

·Разведать районы посадки.

·Провести мониторинг радиационный обстановки на пути к Марсу, на орбите и поверхности планеты.

· Создать объединённый с ЕКА наземный комплекс приёма данных и управления межпланетными миссиями.

Слайд 34:

Результаты первого этапа:

20 февраля 2019 года на заседании совета по космосу РАН обсудили работу приборов ФРЕНД и АЦС.

Работа ФРЕНДа началась ещё во время перелёта к Марсу (апрель–сентябрь 2016 года), когда измерялся уровень радиации во время перелёта «Земля-Марс». Затем ФРЕНД включался на этапе аэроторможения (ноябрь 2016 – март 2017 года), проводя калибровки детекторов. С апреля 2018 года, после выхода ТГО на рабочую орбиту, начались наблюдения поверхности по научной программе исследований планеты.

Этап №7. Проект «РадиоАстрон»

Тезисы, ключевые понятия:

· Что такое РадиоАстрон?;

· Рекорды РадиоАстрона;

· Квазары и Джеты в астрономии;

· Магнитное поле в Джетах;

 

Деятельность учащихся:

Обсуждение проекта РадиоАстрон.

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайдов 35-36 (см. «Презентация»);

· Фильмы «РадиоАстрон – взгляд во Вселенную», «РадиоАстрон – за границу Мироздания»

 

Текст учителя

Слайд 35:

 

Международный проект РадиоАстронпредусматривал запуск космического аппарата «Спектр-Р» с 10-метровым радиотелескопом на высоко апогейную орбиту спутника Земли.

Цель проектасостояла в том, чтобы создать совместно с глобальной наземной сетью радиотелескопов единую систему наземно-космического интерферометра для получения изображений, координат и угловых перемещений различных объектов Вселенной с исключительно высоким разрешением.

Главная научная цель миссии- исследование астрономических объектов различных типов с беспрецедентным разрешением до миллионных долей угловой секунды.

Космический аппарат выполнил все основные возложенные на него функции. За время работы был зафиксирован целый ряд достижений и получены ценные научные результаты.

Слайд 36:

Некоторые научные результаты

Экстремальная яркость квазаров

Квазары – астрономический объекты, которые являются самыми яркими во Вселенной.

Впервые удалось зарегистрировать экстремально большую яркость ядер активных галактик. Известные сегодня механизмы непозволяют объяснить причины поддержания аномальной яркости.

Механизм формирования джета вгалактиках

Джет – струя плазмы, которая вырывается из центра галактики или квазара.

Входе изучения гигантской эллиптической галактики Персей Aсрасстояния 230 млн световых лет удалось построить карту джета, зарождающегося вокрестностях центральной черной дыры. Изображение получено сбеспрецедентным угловым разрешением, позволившим измерить ширину основания джета иисследовать детали структуры размером до12 световых дней.

Магнитное поле вструях галактик

Магнитное поле играет ключевую роль впроцессе формирования джетов вактивных галактиках. Поэтому важно восстановить структуру магнитного поля восновании джетов. Поляризационное картографирование впроекте «Радио­Астрон» надлине волны 1,3см сэкстремальным угловым разрешением позволило выяснить, что магнитное поле имеет тороидальную форму. Оно работает как магнитная пружина, выталкивая плазму наружу.

Наблюдение космических мазеров свысокимразрешением

Вобласти звездообразования Цефей А, находящейся нарасстоянии около 2 тыс. световых лет отЗемли, впервые удалось разглядеть мельчайшие, сравнимые поразмеру сСолнцем, источники излучения водяного пара. Предполагается, что эти мазеры связаны стурбулентными вихрями впотоке газа отформирующейся массивной звезды.

Заключение

Тезисы, ключевые понятия:

· Подведение итогов.

 

Деятельность учащихся:

Рефлексия по результатам урока

 

Мультимедиа:

· Демонстрация слайда 37 (см. «Презентация»);

 

Текст учителя

Итак, ребята, давайте вспомним, какому празднику был посвящен наш сегодняшний урок?

Ответы учеников. Организация обсуждений.

Правильно, День космонавтики.

Кто вспомнит, какие юбилеи "космического” характера мы отмечаем в этом году?

·85-летие со дня рождения Ю.А. Гагарина

·85-летие легендарных Дважды Героев Советского Союза, летчиков-космонавтов Гагаринского набора Алексея Архиповича Леонова, Валерия Федоровича Быковского и Бориса Валентиновича Волынова;

·105-летие со дня рождения Владимира Николаевича Челомея и 75-летие НПО «Машиностроения»

·Юбилеи начала Лунной миссии СССР

 

 

Сегодня мы с вами познакомились с различными видами деятельности по освоению космоса.

Еще в 60-е годы Ю.А. Гагарин сказал: «Для полета в космос искали горячие сердца, быстрый ум, крепкие нервы, несгибаемую волю, стойкость духа, бодрость, жизнерадостность».

Как вы думаете, сейчас эти качества также необходимы для космонавтов?

Какие специальности необходимы для освоения космического пространства по вашему мнению?

Ответы учеников. Организация обсуждений.

Хотелось бы Вам в будущем выбрать профессию, связанную с космонавтикой?

Ответы учеников. Организация обсуждений.

 

скачать dle 10.2 КиноСвин