............................................................

Афиша

............................................................

Выставка "Эволюция карманных и наручных часов"

В июле 2016 года в Музей часов поступила коллекция карманных часов. Их подарил музею Андрей Дятлов, бывший ангарчанин, а ныне заместитель главного редактора по специальным проектам газеты «Комсомольская правда». Андрей Анатольевич рассказал, что в августе 2013 года в редакционном киоске он увидел журнал, к которому прилагались часы. Он договорился с киоскером, чтобы ему оставляли все следующие выпуски.

Посылку с часами и журналами-приложениями Андрей Анатольевич отправил в музей почтой. 59 карманных часов – реплик уместились в большой картонной коробке. Они являются точными копиями старинных французских, немецких, английских и японских карманных часов. Изготовленные из современных материалов и с кварцевым механизмом, часы сочетают в себе типичные элементы стиля определённой эпохи. А с помощью журналов можно проследить хронику развития часового дела.

Нужно заметить, что это не первый дар нашего земляка. Вся коллекция состоит из 70 экземпляров часов. В феврале 2014 года Андрей Дятлов подарил 11 первых коллекционных часов. И спустя два года вся коллекция собрана!

Этот дар, несомненно, имеет большую ценность. Сотрудникам музея будет теперь проще атрибутировать предметы из своей коллекции и даже находить аналоги.

Реплика часов— это точная, до мельчайших деталей дизайна, копия часов известной, чаще всего элитной, модели, созданная профессионалами и отвечающая стандартам качества. Большинство профессионалов сходятся во мнении, что качественные реплики от оригиналов отличить могут только мастера-изготовители или ювелиры. Внешне реплики идеально схожи с образцом. Даже логотипы или фирменное клеймо производителя копируются, исключение составляют разве что скрытые знаки, к примеру, изменяющиеся под определенным углом зрения цвета или проступающие надписи. Основное отличие даже хорошей реплики от оригинальных часов — механизм. Делиться секретами профессионалы не собираются, тонкости технологий держат при себе, потому скопировать их невозможно.

Карманные часы долгое время были очень популярны. Они, как правило, отличались изяществом отделки, и по ним было очень удобно узнавать время.

Карманные часы появились в Южной Германии, а к началу XVII в. переместились во Францию, а затем в Женеву и Лондон.

Первые модели карманных часов плохо показывали точное время и использовались в основном как дорогие украшения. Для изготовления корпуса использовали золото, серебро и позолоченный металл, корпус украшали горным хрусталем и драгоценными камнями, либо покрывали эмалью. В начале XVII века активно применяли непрозрачные и полупрозрачные эмали для декоративного украшения корпуса или отдельных деталей. Корпуса имели различные формы: книги, цветка, птицы, креста и даже черепа.

В 1675 году для карманных часов начали использовать баланс-спираль. В результате появились часы с более точным ходом, с делением на минуты на циферблате и минутной стрелкой.

ВXVIII– XIXвв. карманные часы часто носили как драгоценные украшения. В Европе наиболее ценились английские часы в двойном корпусе, многие из которых имели недекорированный или декорированный серебряный или золотой корпус. Применялась чеканка, позднее роспись по эмали. Появились циферблаты с белым эмалевым покрытием. В английском неоклассическом стиле использовалось гильоширование (узор из пересекающихся линий). Поверхности покрывали эмалью, края украшали жемчугом.

В середине XIXв. появились карманные часы с крышкой, предохранявшей стекло циферблата от удара. В швейцарских часах в 1850-60-х гг. стали использовать подзавод с помощью верхней заводной головки. В Англии такой способ завода появился только после 1880 г.

После Первой мировой войны благодаря серьезной модернизации в часовом деле швейцарские мастера заняли первое место на мировом рынке часов. В отделке корпусов использовался стиль модерн (1890-1910 гг.) и поздний декоративный стиль(1920-1930 гг.).

На выставке представлены реплики известных часов прошлого. Всего 59 экземпляров.

Информация о репликах, представленных в экспозиции.

Реплики XVII -XVIIIвека

Часы-крестикпредположительно женевского производства 1660 г. Данные часы носили вокруг шеи на шнурке или цепочке, демонстрируя свое благосостояние. Подобные часы в форме крестов изготавливали во Франции и в Женеве. По стилистике и гравюре часы очень похожи на работы знаменитого женевского часового мастера Жана Руссо Младшего. Чаще всего корпуса выполняли из золоченой латуни, а в качестве стекла использовали горный хрусталь. Задняя крышка украшена ажурным рисунком и рельефным орнаментом.

«Часы-раковина» - реплика по модели середины XVII века. Такие часы в форме яйца носили на шее (так называемые «нюрнбергские яйца» - от нюрнбергского мастера Петера Хенляйна).

«Ажурные часы» (Франция, 1690-е гг.) в стиле барокко. Оригинал часов значительно толще, т.к. механизм часов был гораздо массивней и имел только одну стрелку. Центральная часть циферблата в оригинале была оформлена в технике выемчатой эмали. Задняя крышка оформлена в технике «reperce» (сквозная резьба). На ней ажурный мотив в виде вазы и цветов. Под задней крышкой имеется еще одна крышка, которая защищает механизм.

«Часы-луковица» (Англия, ок. 1700 г) (или «turnip watches», т.е. «часы-репка») в оригинале имели компактный толстый корпус. Изначально задняя крышка была обтянута кожей ската или акулы и украшена декоративными гвоздиками. Оригинал часов был оснащен репетиром, для лучшего звучания которого в корпусе имелись отверстия. Такие часы были очень дорогими для своего времени.

 

Реплики XIX века

Часы «Ирис» (часовой механизм - Германия, корпус – Япония) около 1820 г.) – карманные часы, оформленные в стиле японских фарфоровых изделий Имари. Корпус из вороненого металла. Изображение на задней крышке – растущий из воды ирис.

«Морские часы» -карманные часы типа «Лепин» в стиле 1860-х гг. Эти часы могли быть предназначены для экспорта на Дальний Восток в Японию или Китай. На задней крышке выгравирован парусник. Морская тема прослеживается и в украшении края корпуса. Серебристый корпус обрамлен кантом, напоминающим судовой канат. Оригинальные часы заводились ключем и не имели секундной стрелки. Маленькая секундная стрелка располагалась в районе цифры 6. На реплике установлен кварцевый механизм.

«Конторские часы»(Швейцария, ок. 1860-х гг.). Оригинал часов был произведен по заказу швейцарской часовой конторы. Циферблат белый, с черными римскими цифрами и минутной разметкой типа «железная дорога». Пятиминутные интервалы отмечены красными арабскими цифрами. Золотистые стрелки замысловатой формы. Серебряный корпус типа «Лепин» с цветочным орнаментом на задней крышке, выполненный в технике гильоширования. Оформление циферблата и корпуса свидетельствуют, что производитель стремился предложить покупателю привлекательную продукцию по доступной цене. Механизм таких часов прост, завод пружины и установка стрелок осуществлялись с помощью ключика.

«Райские часы» - савонет, вероятно швейцарского производства (около 1870 г.). На крышке корпуса изображен ангел в окружении цветов и листьев. В оригинальной версии корпус был оформлен в технике чернения ниелло.

«Полихромные часы»- дамский савонет (ок.1870 г.) предназначен для ношения на шее или в виде броши. Часы выполнены в фантазийном стиле, в оформлении использованы резные фоновые мотивы.

Часы «Оригинальные»(Швейцария, ок. 1870 г.). С 1870-х гг. благодаря техническим разработкам швейцарца Жоржа Фредерика Роскопфа часовое производство значительно подешевело. Недорогие (так называемые «пролетарские») часы начали заполнять рынок. У представленных часов квадратный циферблат с римскими цифрами с пунктирной минутной разметкой и богато украшенный золотой (в оригинале) корпус с пышно оформленным обрамлением квадратного циферблата. Задняя крышка украшена арабесками в стиле модерн. Несмотря на чуть большую доступность карманные часы являлись весьма ценным предметом, которым их счастливые обладатели очень дорожили.

«Часы нового времени»с элементами эклектики (Швейцария, ок. 1872 г.). В период создания данных часов Швейцария переживала процесс быстрого перехода к индустриализации в часовом производстве. Данные часы частично изготовлены машинным способом. Задняя крышка отражает элементы романтизма.

«Аристократические часы» (Англия, ок.1875 г.). Оригинал часов был изготовлен из высокопробного золота и служил знаком высокого достатка их обладательницы. Корпус часов отличается пышной роскошной отделкой.

«Часы наездника»(ок. 1875 г.) – серебристый савонет. На передней крышке выгравировано изображение лошади со всадником и надписью по кругу. Такими часами награждались выпускники военного конного училища в дореволюционной России за успехи в дрессуре лошадей.

«Двуликие часы» 80-х гг. XIX в. На лицевой стороне располагается очень ясный, визуально сбалансированный циферблат без орнамента в стиле «Новой вещественности» (Neue Sachlichkeit). Задняя сторона украшена ярким рисунком в стиле «наив», имитирующим технику перегородчатой эмали «клуазоне».

«Джентльменские часы»(1880-е гг.) – тонкий авангардный савонет в духе Новой вещественности в корпусе из полированного никеля. Циферблат выглядит очень стильно и идеально читается. Именно это ценили и ценят истинные джентльмены тогда и сегодня.

«Часы охотника» - богато украшенный черно-серебристый савонет, предположительно английского производства (около 1880 г.). Охотничьи часы появились в середине XIXв. Это часы с откидывающейся крышкой: нажав на кнопку можно сразу увидеть циферблат. На циферблате зрителя может удивить написание цифры четыре – IIII. По всей вероятности такое написание должно создать визуальную гармонию со стоящей напротив цифрой VIII. На передней и задней крышках – изображение собак.

«Часы путешественника»- полусавонет в серебряном корпусе (вероятно Англия, ок.1880 г.). Полусавонет изначально задумывался как дорожный вариант, чтобы можно было считывать показания, не открывая крышку. Оборотная сторона оформлена в технике гильоширования.

Часы в мавританском стиле с откидной крышкой в восточном стиле (ок.1890 г.). Богатые арабески в мавританском стиле придают часам экзотический вид. Этот орнамент появился в Ассирии, был использован в греко-римских растительных узорах, а позже часто применялся в исламском искусстве. В конце XV– начале XVI в. исламское искусство было популярно в Европе. В конце XIX в. подобные часы в Европе могли изготавливать для восточных стран, где пышно украшенные часы всегда пользовались большой популярностью.

«Грациозные часы»- дамский савонет с элементами эклектики (Швейцария, ок. 1890 г.). Савонет украшен монограммным картушем на откидной крышке и облачен в роскошный золотой корпус. Задняя крышка украшена цветочным узором, напоминающим фамильный герб.

«Часы-гибрид» (Швейцария, ок. 1890 г.) – полусавонет, в котором переплетаются черты модерна и эклектики. На передней крышке выгравированы орнамент и массивная часовая шкала с римскими цифрами и минутной разметкой типа железная дорога. В центре крышки небольшое окошко, через которое можно считывать показания стрелок. Заднюю крышку украшает растительный орнамент с двумя звериными головами и гербовой щит для монограммы.

«Массивные часы» - савонет в стиле 1890-х гг. с откидной крышкой (имитация бронзы), украшенной орнаментом и пустым картушем для монограммы. Часы имеют изящный белый циферблат с римскими цифрами, минутной и секундной шкалами, контрастирующий с пышностью корпуса. Стоит отметить, что корпуса карманных часов относительно редко изготавливали из бронзы.

Часы «Лев» в эклектичном английском стиле конца XIX века. Корпус оригинальных часов первоначально изготовлялся из серебра. На задней крышке изображен стоящий на задних лапах лев – самый популярный геральдический символ в Европе. Лев – символ благородства, величия, силы и храбрости. Стилистически эти часы можно отнести к эклектике (историзм) – художественному направлению, объединяющему в себе различные стили ушедших эпох.

«Грандиозные часы»(Германия, ок. 1893 г.) названы так благодаря своему импозантному – «грандиозному» - размеру. Появление подобных часов могло быть связано с введением на территории Германии единого времени. Все часы в стране были переведены на центральноевропейское время. Задняя крышка абсолютно лишена декора и контрастирует с циферблатом.

«Американские часы»(США, ок.1893 г.) с незамысловатым корпусом и изящным циферблатом. Задняя крышка обрамлена красным золотом, гильошироана, в центре пустой картуш для монограммы.

«Полуночные часы»в стиле ранней «новой вещественности» (Англия, ок.1893 г.). В оформлении этих часов основной цвет черный (вороненый). Сочетание черного и золотистого задает определенный «ритм» циферблата. Данные часы были достаточно оригинальны для своего времени и предвосхищали стиль «новой вещественности», возникший в 1920-х гг.

«Контрастные часы»(Япония, ок. 1894 г.). Корпус черного цвета, цифры и стрелки выполнены в исключительно функциональном стиле. Задняя крыша украшена идиллической миниатюрой. Такое стилистическое решение напоминает об эпохе Эдо (1603 – 1868 гг.), славной своими бесстрашными самураями, поскольку именно в такой утонченной манере украшались их мечи. Часы подтверждают, насколько японцы чтят традиции своих предков.

Часы «Изящество» в эклектичном стиле с элементами барокко и рококо конца 1890-х гг., открытый корпус, тип «Лепин». Часы предназначались для дам. Наиболее интересна в этих часах задняя крышка, выполненная в технике гильоширования (нанесения геометрических фигур на металл путем напаивания или выпиливания) и покрытая полупрозрачной эмалью кобальтового синего цвета. Эту технику впервые применил Авраам Луи Бреге (орнамент из пересекающихся дуг). Оригинал часов с обеих сторон был украшен мелкими жемчужинами.

«Часы с пейзажем» (Франция, 1890-е гг.). Эти часы с миниатюрным пейзажем в широком декоративном обрамлении были, вероятно, созданы для японского покупателя.

«Испанские часы» - часы в корпусе из вороненой стали типа «Лепин» с золотистой окантовкой (ок. 1896 г.). Данные часы предназначались для продажи в Испании.

«Цветочные часы» в вороненом корпусе (конец XIX в.). Эти часы изначально предназначались для японского рынка. Японский стиль угадывается даже в оформлении циферблата. Особого внимания заслуживает корпус из вороненой стали, украшенный цветочным мотивом на задней крышке. Техника воронения заключается в погружении деталей из низколегированного железа в кипящий щелочной раствор, в результате чего на их поверхности появляется слой окислов железа. Цвет после процедуры зависит как от качества материала, так и от состава раствора. Такая поверхность устойчива к износу и коррозии, что, несомненно, важно для карманных часов на цепочке, поскольку владельцы постоянно доставали их из кармана и клали назад.

Часы «Рюсуи» (конец XIX в.) – савонет с элементами европейского и японского влияния. Корпус и бигель волнистой формы, передняя и задняя крышка гальошированы и украшены мотивом в виде ручейка, по поверхности которого плывут цветы и листья. «Рюсуи» с японского переводится как «шум ручья».

Реплики XX века

Часы «Модерн» (Германия, ок. 1900 г.). Циферблат данных часов представляет собой редкое сочетание римских цифр и входящего в моду красного цвета. Засечки придают римским цифрам сходство с готическим письмом. Корпус часов (в оригинале серебряный) украшен орнаментом в стиле модерн.

«Богатые часы» - савонет, произведенный в США (ок.1900 г.). Данный экземпляр часов, вероятнее всего, был произведен компанией American Waltham WatchCompany. Часы были предназначены для экспорта в Японию. Передняя и задняя крышки затейливо украшены птицей и растительно-цветочным мотивом.

«Железные» часы - швейцарские карманные часы в стиле «Лепин» (ок. 1900 г.) с железным корпусом. Циферблат и стрелки типично швейцарские, а декор выполнен японскими художниками. Боковина и задняя крышка оформлены позолоченной инкрустацией

Часы «Приключения»в эклектичном стиле начала ХХ века, предположительно английского производства. Стиль часов задает циферблат с изображенным на нем парусником.

Часы с секретом – савонет с откидной крышкой в швейцарском стиле начала XX века. Часы многофункциональны. Они показывают время (в часах, минутах и секундах), а под открывающейся задней крышкой можно спрятать фотографию или записку. Передняя откидная крышка тоже представляет интерес: ее толстое выпуклое стекло в форме линзы можно использовать как лупу. На задней крышке изображена голова лошади в цветочном обрамлении.

Часы «Задумчивость» - японский савонет, приблизительно 1905 г. Задняя крышка украшена наводящей на размышления гравюрой. Философский характер часов подчеркивает загадочная надпись иероглифами, начертанная на противопыльной крышке.

Часы «Гольф» - савонет в стиле модерн (около 1910 г.). Модерн достиг своего апогея в период с 1890 по 1914 год. В Германии это направление получило название «Yugendstil», а в Великобритании «Модерн». Геометрические рельефные линии на передней и задней крышках придают савонету сходство с мячем. Так как при игре в гольф игроку нужно пройти трассу за определенное время (за 2-4 часа в зависимости от размера трассы), то ему необходимо четко сверять время по часам. И часы в форме мяча для гольфа идеально для этого подходят.

Часы «Плющ» со смещенным циферблатом в стиле «Модерн» (ок.1880-1910-х гг.). На циферблате переплетающийся рисунок плюща. Во французском декоративном искусстве такое направление получило название «ар-нуво». Задняя крышка (в оригинальных часах гильошированная) с пустым картушем для монограммы в центре.

«Орнаментальные часы»произведены в 1910 году для японского рынка. В оформлении часов доминируют золотистый, черный и белый цвета. На задней крышке серебристый витиеватый орнамент.

«Часы со шкалой-бочкой»(ок.1910 г.). самая примечательная часть этих часов – циферблат с яркими цветами (золотистый, медный, светло-зеленый и белый) и шкалой «tonneau», что переводится с французского как «бочка». Этот стиль ввел в моду во Франции гений часового и ювелирного дела Луи Картье. Часы предназначались мужчинам, желающим выделиться в толпе.

Памятные часы в футлярев стиле 1910-х гг. Традиция дарить часы на юбилеи и другие важные даты существует очень давно. Так как человек постоянно смотрит на часы, даритель может быть уверен, что о нем постоянно будут помнить. На белом циферблате черные арабские цифры. Цифра 12 в красном цвете – типичный признак начала XX века. Корпус-футляр в форме подушечки с круглой прорезью для циферблата. Орнамент в виде колосьев. На задней крышке выгравировано изображение журавля с зеркалом. Часы могут использоваться и как карманные, и как настольные.

Часы «Магия» (Япония, ок. 1911 г.). Противопыльная крышка данных часов украшена гравюрой «хранителя механизма», представленного в виде самурая, а на задней стороне находится гравюра, изображающая летящего черта («пылевого демона»), который хочет сломать часы. «Хранитель механизма» своим грозным видом отгоняет «пылевого демона», заставляя его держаться подальше от механизма часов.

Египетские карманные часы (ок. 1915 г.). Сочетание золотого и синего вызывают ассоциации со страной на берегах Нила. Во время знаменитой выставки египетских древностей в парижском Лувре в 1911 г. большой популярностью у посетителей пользовались изделия из золота и керамики с синей глазурью. Возможно, что именно той выставкой вдохновился создатель представленных карманных часов. Среди наиболее характерных особенностей часов с точки зрения стиля можно отметить широкую окантовку стекла, тонкие узоры и инкрустацию синего цвета, изначально изготовлявшуюся в технике эмали. Заостренное кверху подвесное кольцо отдаленно напоминает пирамиду.

Часы «Репродукция»(Швейцария, 1920 г., тип Лепин). Циферблат часов создан под влиянием часовщика Бреге, стрелки и цифры циферблата которого стали впоследствии классикой. Задняя крышка оформлена растительно-цветочным орнаментом.

«Восьмиугольные часы» (ок.1920 г.) в стиле новой вещественности. Такой корпус очень надежно лежит в руке.

«Светящиеся часы»(ок.1923 г.) овальной формы в стиле новой вещественности со светящимися цифрами и стрелками можно использовать не только днем, но и в темное время суток.

«Часы авиатора» (ок.1922 г.) Часы с белым циферблатом и крупными арабскими цифрами. Минутная разметка по внешнему краю, прерываемая цифрами от 13 до 24. Над цифрой 6 изображен биплан. На задней крышке гравировка, изображающая корабли и самолет. В начале ХХ века это были часы искателей приключений. Подобные часы могли быть наградой за какие-либо достижения либо напоминанием о важном полете.

«Восьмигранные часы»в стиле ар-деко (ок. 1925 г.). Часы оформлены в духе своего времени: в круг вписан восьмиугольник. Представленные часы относились к недорогой серийной модели в корпусе из позолоченной латуни. Задняя крышка покрыта гильошем.

«Роскошные часы» - карманные часы в американском стиле начала 1930-х гг. У часов открытый корпус типа «Лепин» и белый циферблат с арабскими цифрами и минутной разметкой типа «железная дорога». Золотистые стрелки в стиле Людовика (рококо). Это была эпоха, когда карманные часы активно вытеснялись часами наручными. Вековая традиция носить часы в кармане уходила в прошлое и остановить время, когда в моде были карманные часы, было не в силах даже таким роскошным часам. Строго говоря, эти часы не соответствовали эпохе. США в это время переживали последствия финансового кризиса 1929-1932 гг. В дизайне преобладали функциональная точность, цветовая сдержанность, прохладный металлический блеск и четкость линий. Но были и те люди, которые сумели обернуть кризис себе на пользу, и эти люди купались в роскоши. Именно для таких людей и были выпущены роскошные часы со свободным картушем для монограммы и множеством декоративных элементов на задней крышке

«Стильные часы» в стиле ар-деко (ок.1930 г.). Оригинальные, изысканные, сдержанные часы. Возможно, что оригинал данных часов был изготовлен в мастерской знаменитого парижского ювелира Картье. Задняя крышка украшена легким мотивом, типичным для стиля ар-деко.

«Декоративные часы»в стиле ар-деко (1930-е гг.). Отличительной чертой этих часов является квадратный циферблат, контрастирующий с круглым корпусом. Это так называемая «квадратура круга». Образ часов завершает выгравированная звезда с изящным бриллиантом (на оригинале) на задней крышке.

«Часы-напоминание» (Швейцария, 1930 г.) – карманные часы типа «Лепин» с философским изречением «tempus fugit» (латинское выражение «время бежит», принадлежащее перу древнеримского поэта Вергилия). На циферблате цифры заменены буквами. Задняя крышка без декора – классический пример эстетики Баухауза.

Часы с шашечками типа «Лепин» (серебристый корпус без передней крышки) в стиле 1930-х гг. Заднюю крышку часов, в соответствии со стилем той эпохи, украшает чеканный мотив в виде шашечек, имеющий такое же чеканное обрамление.

«Тройные часы» - швейцарский савонет (около 1930 г.) Часы названы «тройными», потому что в их оформлении присутствуют японские мотивы, а также элементы стилей Баухауз и ар-деко. До изобретения небьющегося стекла использование корпуса савонет с откидной крышкой было вполне обосновано. К тому же наличие двух крышек имело и декоративное назначение: больше места для разнообразных орнаментов и украшений. Данные часы в серебряном корпусе украшены орнаментом в японском стиле.

«Часы автомобилиста»(ок.1930 г.). К этому времени автомобили уже успели достигнуть определенной технической «зрелости» и получить широкое распространение. Часовая промышленность вскоре начала предлагать покупателям часы в соответствии с новой модой и в духе «новой вещественности». Однако наручные часы для автомобилиста были гораздо удобней, поэтому это достаточно редкий образец карманных часов.

«Устойчивые часы»(ок.1931 г.) в стиле новой вещественности с круглой проворачивающейся рамкой, которая могла служить подставкой, могли использоваться и как карманные, и как настольные. Эти часы имеют светящийся циферблат, поэтому могут быть использованы и в качестве прикроватных.

«Армейские часы» (США, фирма «Hamilton WatchCompany», ок.1940 г. тип «Лепин»). Часы имеют простой, ясный циферблат, позволяющий легко считывать время даже в полной темноте. Для этого предусмотрены фосфоресцирующие метки на цифрах и стрелках. Для защиты внутренних частей механизма предусмотрен герметичный люнет.

«Часы-жемчужина» (Швейцария, 1948 г.) – оригинальные часы с перламутровым покрытием. Необычной формы бигель не совмещен с заводной головкой (она размещена в правой части корпуса).

скачать dle 10.2 КиноСвин